Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Регистрация юридических лиц

Регистрация изменений

Регистрация ИП

Налоги и бухучёт

Отдел кадров

Финансы и Кредиты

Недвижимость и право

Изменения в законодательстве о страховых взносах

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Бухучёт и налоги / Изменения в законодательстве

Ю. А. Мельникова
эксперт журнала
«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение»

Законодательство о страховых взносах в очередной раз претерпело изменения: Президент РФ подписал Федеральный закон № 379 ФЗ. Данный закон вносит изменения почти в каждый нормативный документ, регулирующий данную сферу законодательства: федеральные законы № 27 ФЗ, 167 ФЗ, 255 ФЗ, № 212 ФЗ. Изменения вступили в силу 01.01.2012.

В настоящей статье рассмотрены изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов. Новшества, затрагивающие администрирование страховых взносов, станут предметом разговора в следующих номерах журнала.

Индивидуальные предприниматели без наемных работников освобождены от представления отчетности

Благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом № 379 ФЗ в Федеральный закон № 27 ФЗ, в случае, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, и, следовательно, он не выступает в качестве страхователя в смысле Федерального закона № 27 ФЗ, с 01.01.2012 он освобождается от представления индивидуальных сведений в ПФР.

До этих изменений физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в разме-ре, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны были представлять индивидуаль-ные сведения один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.

Также индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, с 01.01.2012 освобождены от представления расчета по форме РСВ-2 ПФР. Данная обязанность осталась только в отношении глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон № 212 ФЗ.

Новая категория застрахованных лиц – иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФС 01.01.2012 к застрахованным лицам отнесены иностранные граждане или лица без граждан-ства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на не-определенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.

Таким образом, если в организации работают иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, и с ними заключен бессрочный трудовой договор или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, с выплат в пользу таких лиц теперь придется исчислять страховые взносы в ПФР.

Необходимые изменения внесены в ст. 7 Федерального закона № 167 ФЗ и в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212 ФЗ.

При прочтении данного положения в целях оптимизации налогового бремени организации в первую очередь на ум приходит мысль о заключении срочного трудового договора сроком на пять месяцев и 29 дней. Однако следует помнить, что ТК РФ устанавливает перечень случаев, когда стороны могут заключить срочный трудовой договор.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ.

Срочный трудовой договор заключается:

  • на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
  • на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
  • для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
  • с лицами, направляемыми на работу за границу;
  • для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо вре-менным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
  • с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;
  • с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
  • для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;
  • в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную долж-ность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других обще-ственных объединениях;
  • с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного ха-рактера и общественные работы.

В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

  • с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превы-шает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек);
  • с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоя-нию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;
  • с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
  • для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случа-ев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
  • с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • с лицами, обучающимися по очной форме обучения;
  • с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река – море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • с лицами, поступающими на работу по совместительству.

Также следует отметить, что обязанность уплачивать страховые взносы в отношении лиц вре-менно пребывающих на территории РФ присутствует только при заключении трудового договора. Заключение договора гражданско-правового характера не обязывает работодателя уплачивать за данное лицо страховые взносы.

Возвращаясь к нормам Федерального закона № 167 ФЗ, отметим, что встает вопрос о ставках, по которым следует исчислять взносы в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. С этой целью в Федеральный закон № 167 ФЗ введена новая статья – 22.1 «Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан и лиц без гражданства».

Категория застрахованных лиц Тариф страхового взноса на страховую часть пенсии Тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии
Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ Тариф, установленный для граждан РФ в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц Тариф, установленный для граждан РФ в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц
Иностранные лица или лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ Тариф, установленный для граждан РФ независимо от года рождения
Иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев

Руководители организаций законодательно признаны застрахованными лицами

Следующее изменение можно квалифицировать, скорее, как уточнение. Заключается оно в том, что в федеральных законах № 167 ФЗ, № 255 ФЗ, № 326 ФЗ теперь отдельно указано, что за-страхованными являются руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Раньше проверяющие, в частности ФСС, отказывали таким руководителям в выплате пособий за счет средств ФСС, поскольку эти лица не являются застрахованными. Отстаивать свои права им приходилось в суде. Теперь данный вопрос получил законодательное решение.

Выплаты по авторским и лицензионным договорам

Еще одно изменение-уточнение коснулось лиц, получающих вознаграждения по авторским и лицензионным договорам.

Суть проблемы, точнее нестыковки, состояла в следующем. Согласно нормам Федерального закона № 167 ФЗ застрахованными лицами признавались лица, работающие по авторскому и лицензионному договорам.

В соответствии с Федеральным законом № 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами являлись выплаты по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литерату-ры, искусства. Предметом разногласий являлся вопрос, являются ли выплаты по договору об от-чуждении исключительного права, заключенному не с автором, а, например, с его наследником, объектом обложения страховыми взносами. Теперь данный вопрос решен. Объектом обложения страховыми взносами согласно Федеральному закону № 167 ФЗ являются выплаты по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искус-ства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Формулировка в Федеральном за-коне № 212 ФЗ несколько отличается: объектом обложения страховыми взносами являются по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении ис-ключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензион-ным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заклю-ченным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон № 326 ФЗ.

Кроме того, внесены изменения в ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 ФЗ «О тру-довых пенсиях в Российской Федерации» в части порядка определения страхового стажа для данной категории лиц.

Индивидуальная и солидарная часть тарифа страховых взносов

Теперь в Федеральном законе № 167 ФЗ тариф страховых взносов будет делиться на индиви-дуальную и солидарную части. Что это такое?

Солидарная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пен-сионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязатель-ному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн-ством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов – часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индиви-дуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Теперь все ставки тарифа страховых взносов, приведенные в ст. 22, 33, 33.1 Федерального за-кона № 167 ФЗ в новой редакции, приводятся с разбивкой на солидарную и индивидуальную части.

Главный вопрос, который волнует бухгалтеров в связи с данными изменениями: надо ли делать больше платежек на уплату страховых взносов? С учетом того, что порядок уплаты страховых взносов не претерпел изменений, можно предположить, что в плане уплаты страховых взносов все останется по прежнему: платежные поручения на уплату страховой и накопительной частей пенсии.

Категории страхователей и тарифы страховых взносов

Федеральный закон № 379 ФЗ внес изменения в федеральные законы № 167 ФЗ и № 212 ФЗ в части установления льготных ставок для отдельных категорий страхователей, а также общей ставки для всех плательщиков страховых взносов, не подпадающих под «льготные» категории, на переходный период 2012 – 2013 годов.

Приведем тарифы, актуальные для «упрощенцев».

Организации, производящие выплаты инвалидам

Для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являю-щимся инвалидами I, II или III группы, ставки страховых взносов остались прежними, но для взносов в ПФР появилась разбивка на солидарную и индивидуальную части.

Период Наименование На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рожде-ния и старше Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе
2011 год Тариф страхового взноса 16,0% 10,0% 6,0%
2012 год Тариф страхового взноса, всего. Из них: 16,0% 10,0% 6,0%
солидарная часть - - -
тарифа страховых взносов; - - -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%
2013 – 2014 годы Тариф страхового взноса, всего. Из них: 21,0% 15,0% 6,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 5,0% 5,0% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%

Организации, применяющие УСНО и осуществляющие определенные виды деятельности

Для организаций, применяющих УСНО и осуществляющих виды деятельности, приведенные в пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ, в течение 2011 – 2012 годов была предусмотрена пониженная ставка страховых взносов, составлявшая в сумме 26%. Для таких страхователей про-изошло несколько приятных изменений.

Во-первых, льготный период продлен еще на год. То есть по пониженным ставкам платить страховые взносы они будут не только в наступающем 2012 году, но и в следующем, 2013.

Во-вторых, перечень «льготных» видов деятельности, осуществляемых «упрощенцами» и дающих право на применение пониженной ставки, расширен. Теперь «упрощенцы», осуществляющие такие виды деятельности, как розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями; производство гнутых стальных профилей; производство стальной проволоки, также могут исчислять и уплачивать страховые взносы по пониженным ставкам. Такой вид деятельности, как «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», расширен и теперь представлен как «транспорт и связь». Вид деятельности «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» имел код ОКВЭД 63 (представляет группу видов деятельности), «Транспорт и связь» является разделом ОКВЭД (раздел I) и включает в себя:

  • деятельность сухопутного транспорта (код ОКВЭД 60);
  • деятельность водного транспорта (код ОКВЭД 61);
  • деятельность воздушного транспорта (код ОКВЭД 62);
  • вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность (код ОКВЭД 63);
  • связь (код ОКВЭД 64).

Каждая из перечисленных групп, входящих в раздел «Транспорт и связь», включает в себя большой перечень конкретных видов деятельности. Таким образом, на первый взгляд, внеся не-большие изменения в формулировку одного из видов деятельности, входящих в «льготный» спи-сок, законодатель существенно расширил сферу применения пониженных ставок, распространив их на большое количество субъектов хозяйственной деятельности.

В-третьих, ставка тарифа страховых взносов для данной группы плательщиков снижена с 26%, уплачиваемых в 2011 году, до 20% на 2012 и 2013 годы.

Наименование Период
2012 год 2013 год
ПФР 20,0% 20,0%
ФСС 0,0% 0,0%
ФФОМС 0,0% 0,0%

Тариф взносов в ПФР в 2012 – 2013 годах для данной категории будет представлен следующим образом:

Наименование На финансирование страховой части трудовой пенсии На финанси-рование накопитель-ной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
Тариф страхового взноса. Из них: 20,0% 14,0% 6,0%
Солидарная часть тарифа страховых взносов; 4,0% 4,0% -
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%

Следует отметить, что условие о соблюдении доли доходов от «льготного» вида деятельности не менее 70% для данной категории страхователей остается в силе.

Также для этой категории плательщиков взносов претерпели изменения положения, регулирую-щие порядок исчисления взносов при утрате права на применение пониженных ставок.

Ранее норма звучала так: с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено несоот-ветствие, утрачено право на применение пониженных тарифов, сумма страховых взносов подле-жит восстановлению и уплате в бюджет ПФР. Теперь сумма страховых взносов подлежит восста-новлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Что это значит? При до-словном прочтении получалось, что в 2011 году необходимо было восстановить суммы страховых взносов только в бюджет ПФР, с 2012 года – в бюджеты всех внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС). Справедливости ради следует отметить, что с 01.01.2012 данная категория страхователей уплачивает взносы в ФСС и ФФОМС по ставке 0%, следовательно, при утрате права на применение пониженных ставок восстанавливать суммы страховых взносов придется только в части ПФР.

Кроме того, с 01.01.2012 при утрате права на применение пониженной ставки данная категория страхователей уплачивает только разницу между страховыми взносами, исчисленными по общей ставке и по пониженной. Пени при этом не взыскиваются.

Некоммерческие организации социальной направленности

Перечень плательщиков страховых взносов, уплачивающих страховые взносы по пониженным ставкам, дополнен новой категорией. В нее входят некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке, применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Такие организации применяют те же тарифы страховых взносов, что и организации, находящие-ся на УСНО и осуществляющие определенные виды деятельности (приведены выше).

Кроме особенностей осуществляемого вида деятельности такие плательщики страховых взносов должны выполнять определенные правила.

Соблюдение состава и доли доходов. По итогам года, предшествующего году перехода органи-зации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам страховых взносов, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

  1. доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, определяемые в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ (далее – целевые поступления);
  2. доходы в виде грантов, получаемые для осуществления «льготной» деятельности и определя-емые в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (далее – гранты);
  3. доходы от осуществления следующих видов экономической деятельности:
  • научные исследования и разработки (ОКВЭД);
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.

Контроль доли доходов. Сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Контроль за соблюдением условия о размере и составе доходов осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 212 ФЗ. Скорее всего, будут внесены изменения в форму РСВ-1 ПФР, разработаны специальные разделы и таблицы, где такие организации будут указывать размер доходов по данным налогового учета по аналогии с тем, как это делают «упрощенцы», осуществляющие определенные виды деятельности.

Утрата права на применение пониженной ставки. В случае, если по итогам расчетного периода применительно к этому расчетному периоду организация не выполняет условия о доле и составе доходов, она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям. При определении объема доходов учиты-ваются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по ито-гам предыдущих расчетных периодов.

Благотворительные организации

Еще одной новой категорией плательщиков страховых взносов, производящих исчисление и уплату страховых взносов по пониженным ставкам, являются благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющие упрощенную систему налогообложения.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 135 ФЗ благотворительной организацией является не-правительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, создан-ная для реализации предусмотренных данным федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию це-лей, ради которых она создана.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 7 ФЗ.

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Феде-ральным законом от 08.08.2001 № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом № 7 ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Минюстом или его территориальным органом.

Ставки те же, что и для «упрощенцев», осуществляющих определенные виды деятельности.

Обратите внимание:

С 01.01.2012 Минюст осуществляет передачу в органы контроля за уплатой страховых взносов ин-формации о случаях несоответствия деятельности некоммерческих (в том числе благотворительных) организаций целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие случаи выявляются по результатам контроля, проводимого Минюстом в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 7 ФЗ.

IT-организации

Прежде всего следует отметить, что претерпели изменения требования к организациям, которые могут себя отнести к IT-организациям в смысле Федерального закона № 212 ФЗ. Раньше опре-деление IT-организации звучало так: организации, осуществляющие деятельность в области ин-формационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осу-ществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носи-теле или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), уста-новке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. Федеральный закон № 379 ФЗ уточняет данное определение, теперь к IT-организациям относятся российские организа-ции, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз дан-ных. То есть, если раньше данный тариф могли применять организации продающие программы, но не разрабатывающие их, теперь право применять пониженный тариф имеют только организации, реализующие разработанные ими программы. Таким образом, круг организаций, подпадаю-щих под данную категорию, заметно сузился.

Напомним, что дополнительно такие организации должны были соблюдать требования о доле доходов (доля доходов от основного вида деятельности должна составлять не менее 90% общего объема доходов), иметь документ о государственной аккредитации, средняя численность работни-ков должна была составлять не менее 50 человек.

Федеральный закон № 379 ФЗ внес изменения в требования относительно численности работ-ников IT-организаций. С 01.01.2012 средняя численность работников таких организации должна составлять не менее 30 человек.

Также с 01.01.2012 Федеральным законом № 212 ФЗ установлены четкие условия, при кото-рых такие организации будут терять право на применение пониженных тарифов: в случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 или 2.2 статьи 57 настоящего Федерального закона, а также в случае лишения ее государственной ак-кредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, преду-смотренные частью 3 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено такое несо-ответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.

Ставки в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС остаются теми же, что были предусмотрены Федеральным законом № 212 ФЗ в прежней редакции. В части ставок есть изменения только в Федераль-ном законе № 167 ФЗ, где ставки делятся на индивидуальную и солидарную части.

Период Наименование На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса, всего. Из них: 22,0% 16,0% 6,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 6,0% 6,0% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%
Свыше установленной предельной ве-личины базы для начисления страховых взно-сов Тариф страхового взноса, всего. Из них: 10,0% 10,0% 0,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0% 10,0% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов - - -

Эти же ставки применяют резиденты технико-внедренческих зон, хозяйственные общества, со-зданные бюджетными учреждениями.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере СМИ

Прежде всего следует отметить, что изменились условия, при соблюдении которых плательщики страховых взносов, подпадающие под данную категорию, вправе применять пониженные ставки. Если ранее Федеральным законом № 212 ФЗ было установлено, что порядок подтверждения основного вида экономической деятельности данных организаций и индивидуальных предпринимателей определяется Правительством РФ и при этом такой порядок разработан не был, то изменения, внесенные Федеральным законом № 379 ФЗ, определяют такой порядок.

С 01.01.2012 основным видом экономической деятельности для данной категории плательщиков страховых взносов является вид деятельности, при котором доля доходов за отчетный (расчетный) период от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по данному виду деятельности, включая доходы от оказания услуг по продаже рекламных мест (времени) в средствах массовой информации собственного производства, а также от поступлений денежных средств в виде субсидий и (или) бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования, полученных из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов на обеспечение производства и распространения средств массовой информации, составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за указанный период. Сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 или 346.15 НК РФ. Контроль за соблюдением требований, установленных настоящей частью, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 212 ФЗ. Иными словами, в отчет по страховым взносам будет добавлен специальный раздел для таких плательщиков, где они будут указывать сумму доходов всего и сумму доходов от основного вида деятельности.

Уже в 2011 году плательщики страховых взносов для отнесения к данной категории должны были быть включены Роскомнадзором в специальный реестр. Сведения об организациях, включенных в реестр, передавались в орган контроля за уплатой страховых взносов. С 01.01.2012 благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом № 379 ФЗ, установлено, что организации и ИП, работающие в сфере СМИ, приобретают право применять пониженные ставки с месяца включения их в данный реестр. Следует отметить, что исходя из совокупного прочтения норм ст. 58 Федерального закона № 212 ФЗ, регулирующих порядок применения пониженных ставок этой категорией страхователей, необходимость выполнения условия о включении в реестр вытекала из них. Теперь она изложена в законе в форме, не предполагающей разночтений.

Также среди нововведений для этих плательщиков можно отметить и смягчение последствий утраты права на применение пониженных ставок. Если ранее в подобном случае плательщик страховых взносов обязан был восстановить и уплатить в бюджет суммы страховых взносов, причитающиеся с момента утраты права на применение пониженной ставки, а также соответствующие суммы пеней, то теперь законодатели решили ограничиться только суммами непосредственно страховых взносов.

Ставки в фонды для таких организаций не изменились. В Федеральный закон № 167 ФЗ вве-дена разбивка ставок на солидарную и индивидуальную части тарифа страховых взносов.

Период Наименование На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рожде-ния и старше Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе Для лиц 1967 года рожде-ния и моложе
2011 год Тариф страхового взноса 20,0% 14,0% 6,0%
2012 год Тариф страхового взноса, всего. Из них: 20,8% 14,8% 6,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 4,8% 4,8% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%
2013 год Тариф страхового взноса, всего. Из них: 21,6% 15,6% 6,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 5,6% 5,6% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%
2014 год Тариф страхового взноса, всего. Из них: 23,2% 17,2% 6,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 7,2% 7,2% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%

Плательщики, не попадающие в льготные категории

Для не попадающих в льготные категории плательщиков страховых взносов, среди которых также могут оказаться субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, Федеральным законом № 379 ФЗ предусмотрены новые ставки страховых взносов.

База для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса
ПФР ФСС ФФОМС
В пределах установленной предельной величины базы страховых взносов 22,0% 2,9% 5,1%
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов 10,0% 0,0% 0,0%

Данные ставки предусмотрены на 2012 – 2013 годы. Таким образом, одно из главных нововведений Федерального закона № 379 ФЗ – установление регрессивной шкалы ставки в ПФР. Для возможности реализации данного механизма законодателю потребовалось внести соответствующие изменения в ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 212 ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2012 уста-новлена в размере 512 000 руб.

О том, каким образом суммы в ПФР будут распределяться на индивидуальную и солидарную части, можно узнать из Федерального закона № 167 ФЗ в редакции Федерального закона № 379 ФЗ.

Период Наименование На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
В пределах установленной предельной ве-личины базы для начисления страховых взно-сов Тариф страхового взноса, всего. Из них: 22,0% 16,0% 6,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 6,0% 6,0% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0% 10,0% 6,0%
Свыше установленной предельной ве-личины базы для начисления страховых взно-сов Тариф страхового взноса, всего. Из них: 10,0% 10,0% 0,0%
солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0% 10,0% -
индивидуальная часть тарифа страховых взносов - - -

Как видно из таблицы, суммы, уплачиваемые с базы выше 512 000 руб., идут на финансиро-вание страховой части трудовой пенсии и в полном объеме составляют солидарную часть тарифа.

07 февраля 2012 года. Материал был опубликован в журнале «Упрощенная система налогообложения » , январь
Издательство "Аюдар Пресс"

  • Currently 5.00/5

Рейтинг: 5.0/5 (4 голоса)