Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Минздравсоцразвития об изменении законодательства о страховых взносах
Автор статьи: С. Е. Нестеров, эксперт журнала «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»
В Письме от 15.03.2011 № 784-19 Минздравсоцразвития напомнило, что Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ с 1 января 2011 года в ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ[1] внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу фи-зических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Какие суммы теперь надо включать в базу для начисления страховых взносов в связи с заменой слов «трудовой договор» на «трудовые отношения»?
Начисление страховых взносов на суммы среднего заработка. По мнению Минздравсоцразвития, в связи с изменением формулировки ч.1 ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ в общеустановленном порядке облагаются страховыми взносами суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ:
–работникам в период прохождения ими военных сборов (ст. 170 ТК РФ, п. 2 ст. 5, п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
–за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (абз. 1 ст. 262 ТК РФ);
–работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ);
–работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения (ч. 3 ст. 254 ТК РФ);
–работникам, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд в качестве свидетелей, потерпевших, их законных представителей, понятых за все время, затраченное ими в связи с таким вызовом (ст. 131 УПК РФ, п. 2 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 14.07.1990 № 245, ст. 95 ГПК РФ).
Как обстояло дело до принятия поправок в п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ
В многочисленных разъяснениях по вопросу начисления страховых взносов на выплаты донорам специалисты Минздравсоцразвития приходили к выводу об отсутствии оснований для обложения таких выплат (письма от 27.05.2010 № 1354-19, от 19.05.2010 № 1239-19, от 17.05.2010 № 1212-19).
В обоснование данной позиции приводились нормы трудового законодательства. Согласно ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признавались объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ.
Аналогичные выводы сделаны и в Письме ПФ РФ от 29.09.2010 № 30-21/10260.
Также в период действия прежней редакции ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ согласно разъяснениям Минздравсоцразвития не надо было начислять страховые взносы:
–на средний заработок за время призыва работника на военные сборы (письма от 27.05.2010 № 1354-19, от 19.05.2010 № 1239-19);
–на средний заработок работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного обследования (Письмо от 07.05.2010 № 10-4/325233-19);
–на оплату дополнительных выходных дней, которые предоставляются одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами (Письмо от 07.05.2010 № 10-4/325233-19).
Можно ли во всем согласиться с позицией Минздравсоцразвития по вопросу обложения страховыми взносами сумм среднего заработка, изложенной в Письме от 15.03.2011 № 784-19? На наш взгляд, нет. Хотя бы потому, что работодатель не является источником финансирования некоторых из перечисленных выплат.
В частности, согласно ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ[2] с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС. Следовательно, указанные выходные дни организация должна оплатить по среднему заработку не за счет своих средств, а из средств ФСС.
Также работодатель не обязан за свой счет оплачивать время, в течение которого работник находился в суде по повестке в качестве свидетеля.
Напомним, на основании ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если таковые должны исполняться в рабочее время. При этом за время исполнения общественных обязанностей государственный орган, привлекший работника к исполнению таковых, выплачивает ему компенсацию (ч. 2 ст. 170 ТК РФ).
В случае если работник был вызван в суд по повестке по гражданскому делу, необходимо руководствоваться нормами Гражданского процессуального кодекса. Работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация за фактически затраченное время на исполнение обязанностей свидетеля из расчета их среднего заработка (п. 2 ст. 95 ГПК РФ). Пунктом 1 ст. 96 ГПК РФ в ранее действовавшей редакции было установлено, что денежные суммы вносились на банковский счет управления (отдела) судебного департамента в субъектах РФ. Однако Федеральным законом от 25.11.2008 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» в данное положение были внесены изменения, в соответствии с которыми суммы, подлежащие выплате свидетелям, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, соответствующему суду, стороной, заявившей просьбу о вызове свидетеля в судебное заседание, и выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей в силу п. 1 ст. 97 ГПК РФ. В случае если вызов свидетеля осуществляется по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Если работник проходит свидетелем по уголовному делу, то ст. 131 УПК РФ предусмотрено, что суммы, выплачиваемые работающему свидетелю в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в суд, относятся к процессуальным издержкам. Согласно ч. 1 ст. 131 УПК РФ они выплачиваются за счет средств федерального бюджета либо участников уголовного судопроизводства по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.
Работник также может быть свидетелем при разрешении экономических споров в арбитражном суде. Выплаты экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся к судебным издержкам (ст. 106 АПК РФ). Пункт 4 ст. 107 АПК РФ фактически повторяет п. 2 ст. 95 ГПК РФ и устанавливает, что за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд. Денежные средства, подлежащие выплате свидетелю, вносятся на депозитный счет арбитражного суда в силу ст. 108 АПК РФ. Суммы, причитающиеся свидетелям, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда.
Отметим, что на данный момент действует Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная Постановлением Совмина РСФСР 14.07.1990 № 245. Однако в ней не прописан порядок возмещения работнику среднего заработка.
Что касается среднего заработка, выплачиваемого за время призыва работника на военные сборы, то согласно п.3 Правил[3] компенсация таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны и ФСБ.
Начисление страховых взносов на стоимость проживания в гостинице. В Письме от 15.03.2011 № 784-19 Минздравсоцразвития пришло к заключению, что на стоимость проживания работников в гостиницах, принадлежащих организации-работодателю, страховые взносы следует начислять в общеустановленном порядке на основании нормы ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ.
Начисление страховых взносов на компенсации. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
По мнению Минздравсоцразвития, изложенному в Письме от 15.03.2011 № 784-19, данная компенсационная выплата не поименована в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и, следовательно, на основании ч. 1 ст. 7 этого закона подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Следует отметить, что до недавнего времени Минздравсоцразвития придерживалось иной позиции.
Напомним, что исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, содержится в п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно пп. «и» названного пункта не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ, компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
–выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
–выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
С учетом положений ст. 236 ТК РФ и пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, по нашему мнению, не следует облагать страховыми взносами. Однако при проведении проверок правильности исчисления страховых взносов контролирующие органы, скорее всего, будут руководствоваться разъяснениями ведомства.
[1]Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
[2]Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Рос-сийской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
[3]Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обя-занности и военной службе».
07 июня 2011 года.
Материал был опубликован в электронном журнале "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" № 6, Издательство "Аюдар Пресс"