Опрос

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)
Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)
Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)
Сам не менял, меня сокращали ( - 6.3% (16 чел.)
В моем возрасте менять работу опасно.. - 9.4% (24 чел.)
Я работодатель. Следующий вопрос - 9% (23 чел.)
Другое - 5.9% (15 чел.)
 
 

Юридические лица

Посмотреть все...

Регистрация юридических лиц

Посмотреть все...

Регистрация изменений

Посмотреть все...

Регистрация ИП

Посмотреть все...

Налоги и бухучёт

Посмотреть все...

Отдел кадров

Посмотреть все...

Финансы и Кредиты

Посмотреть все...

Недвижимость и право

Посмотреть все...

Нарушения кассовой дисциплины

Регистрация юридических лиц / Авторские статьи / Закон и право / Нарушения кассовой дисциплины

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

В соответствии с п. 39 Порядка ведения кассовых операций ответственность за несоблюдение кассовой дисциплины несут руководитель учреждения, главный бухгалтер и кассир.

Административная ответственность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществля-ющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена ст. 15.1 КоАП РФ. Согласно указанной норме нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб., а на само учреждение – от 40 000 до 50 000 руб.

Отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Рассмотрение дел о нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и, соответственно, привлечение к ответственности отнесено к компетенции налоговых органов (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ). То есть, для того чтобы привлечь автономное учреждение к ответственности, контрольный орган, выявивший нарушение кассовой дисциплины, должен передать материалы, подтверждающие нарушение, налоговому органу. Заметим, что по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Таким образом, привлечь организацию к ответственности достаточно сложно.

оборудованию помещения кассы учреждения. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев не с момента совершения, а с момента обнаружения административного правонарушения.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителей законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Отметим, что согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

В заключение необходимо отметить, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Необходимо отметить, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного должностное лицо будет исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Налоговая ответственность. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Как мы уже отмечали ранее, прием денежных средств в кассу, а равно и выдача из нее, должны осуществляться на основании надлежащим образом оформленных первичных документов (расходный и приходный кассовые ордера и т. д.). Отсутствие данных первичных документов является налоговым правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 120 НК РФ. Согласно указанной норме грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. Если же указанные действия совершены в течение более одного налогового периода, штраф взыскивается в размере 30 000 руб. Напомним, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Кроме вышеперечисленного, виновные в нарушении кассовой дисциплины могут нести как материальную, так и уголовную ответственность (при выявлении случаев растраты, кражи и т. д.).

15 июня 2011 года. Материал был опубликован в журнале "Автономные организации" № 6

  • Currently 5.00/5

Рейтинг: 5.0/5 (2 голоса)