Опрос
Как часто вы меняете место работы?
О выплате премии к празднику, страховых взносах и налоге на прибыль
М. Зарипова
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»
В преддверии Нового года у руководителей государственных (муниципальных) учреждений возникает вопрос, касающийся выплаты сотрудникам премии к празднику. О том, как премировать работников перед Новым годом и отразить данную операцию в учете бюджетного учреждения, поговорим в статье.
Статья 191 ТК РФ позволяет работодателю поощрить сотрудников, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности (объявить благодарность, выдать премию, наградить ценным подарком, почетной грамотой, представить к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Одним из лучших поощрений является выплата работнику премии, в том числе приуроченная к праздничной дате. Премия как один из видов стимулирующих выплат является мощным фактором, стимулирующим работника к качественному труду.
Поощрение в работе – это публичное признание заслуг работника, его успехов в работе в форме применения к нему мер поощрения.
В первую очередь главного бухгалтера и финансовые службы волнует вопрос о правомерности премиальной выплаты и об источниках осуществления данных расходов.
Правомерность осуществления премиальных выплат
В соответствии со ст. 129 ТК РФ стимулирующие выплаты – одна из составляющих заработной платы, их частью являются различные виды премий.
Порядок установления систем оплаты труда (в том числе тарифных) для работников государственных (муниципальных) учреждений раскрыт в ст. 144 ТК РФ. Они устанавливаются:
– в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
– в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
– в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818, к выплатам стимулирующего характера отнесены выплаты:
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за качество выполняемых работ;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные по итогам работы.
Заметим, что аналогичные перечни выплат могут быть установлены исполнительными органами субъектов РФ и местных органов власти. Например, идентичный перечень приведен в Приказе департамента соцзащиты населения Нижегородской области от 18.06.2008 № 230.
Перечень стимулирующих выплат работникам государственных учреждений г. Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 03.08.2010 № 666-ПП, несколько шире. В него дополнительно вошли выплаты:
– за выполнение особо важных и срочных работ;
– за ученую степень (звание);
– за почетное звание.
Таким образом, если премия по итогам работы за год (либо за IV квартал 2012 года) будет приурочена к Новому году и пройдет по данному основанию, то вопросов о правомерности ее выплаты у проверяющих не возникнет. При проведении проверок не возникает вопросов и по источнику выплаты: она может быть осуществлена за счет средств как от приносящей доход деятельности, так и средств бюджетов, получаемых учреждениями. В данном случае имеются в виду субсидии, выделяемые бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания.
В подтверждение вышесказанного приведем норму п. 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение об установлении систем оплаты труда, Постановление Правительства РФ № 583): фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
По результатам выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа) федеральному бюджетному учреждению могут предоставляться субсидии из федерального бюджета в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ на осуществление выплат стимулирующего характера из расчета до 5% нормативных затрат на оплату труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги.
Для справки
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2012 № 975 в Постановление Правительства РФ № 583 внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2013 года. Изменения, касающиеся стимулирующих выплат, заключаются в следующем. Начиная со следующего года размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников (новая редакция п. 5 данного постановления). В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, а в отношении руководителя учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета – по решению Правительства РФ может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства РФ (п. 9 новой редакции Постановления Правительства РФ № 583).
Нормативные акты субъектов РФ также могут содержать дополнения и уточнения, касающиеся выплат стимулирующего характера. Например, Письмом Департамента финансов г. Москвы от 01.02.2011 № 17-05-04/6 «О формировании стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы» доведены следующие указания. В случае возникновения экономии по фонду оплаты труда денежные средства могут быть направлены на формирование стимулирующих выплат, которые определяются по результатам исполнения бюджета города Москвы за соответствующий расчетный период (квартал) после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы. При этом учреждению необходимо по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, уточнить показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности.
Хотим обратить внимание читателей на такой аспект. Характер производимой работнику премиальной выплаты определяется исходя из установленных коллективным договором условий ее получения и размера. При этом следует отличать премию от материальной помощи. Так, если на премиальную выплату влияют, например, стаж работы, размер оклада, наличие почетного звания, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, то она не является материальной помощью и относится к системе оплаты труда (Определение ВАС РФ от 20.08.2010 № ВАС-4350/10).
Отличительной особенностью премии является следующий факт. К материальной помощи относятся выплаты, которые не связаны с выполнением получателем трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-4350/10). В свою очередь, материальная помощь характеризуется разовым характером и социальной направленностью (Определение ВАС РФ от 26.08.2010 № ВАС-9762/10). Соответственно, она выдается работнику организации для личных нужд и не является платой за труд за фактически отработанное время.
Оформление решения о выплате премии по учреждению
Выплата премии осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя, основанием для издания которого являются представления руководителя структурного подразделения организации, в котором трудятся поощряемые сотрудники. Приказ (распоряжение) подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и объявляется работникам под расписку. На основании данного приказа (распоряжения) в личные карточки сотрудников и их трудовые книжки вносятся соответствующие записи.
При оформлении премий за особые успехи в труде или в связи с определенными датами, то есть носящих разовый характер, применяются унифицированные формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее – Постановление Госкомстата РФ № 1):
– Т-11 – при премировании только одного работника;
– Т-11а – при премировании нескольких работников.
К сведению
Унифицированные формы первичной документации по учету кадров применяются всеми организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность на территории РФ (п. 2 Постановления Госкомстата РФ № 1). Таким образом, форма Т-11а (Т-11) обязательна для применения и заполнения. Аналогичное мнение изложено в Письме УФНС по г. Москве от 25.04.2011 № 16-15/040299@.
Бухгалтерский учет премиальных выплат
В соответствии с положениями разд. V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, расходы по выплате стимулирующих надбавок и премиальных работникам учреждения относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Соответственно, учет расчетов с персоналом ведется на счете 302 11 «Расчеты по заработной плате» (п. 256 Инструкции № 157н ).
Суммы начисленной премиальной выплаты в учете бюджетных учреждений отражаются следующими бухгалтерскими записями (п. 128 Инструкции № 174н ):
Дебет счетов 0 401 20 211 «Расходы по заработной плате», 0 109 00 211 «Затраты по заработной плате в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит счета 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
Документом – основанием для бухгалтерской записи является Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) или Расчетная ведомость (ф. 0301010).
Выдача премиальной выплаты из кассы бюджетного учреждения оформляется записью (п. 85 Инструкции № 174н):
Дебет счета 0 302 11 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Страховые взносы и налог на прибыль
Нельзя не отметить аспектов, касающихся уплаты страховых взносов и налога на прибыль, поскольку не все учреждения имеют право на применение нулевой ставки по этому налогу.
Итак, выплаты работнику, которые предусмотрены в трудовом договоре и составляют заработную плату (а премиальные выплаты, как мы уже отметили, входят в состав заработной платы), облагаются страховыми взносами на обязательное социальное страхование (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ ). Указанная норма касается выплат, которые не предусмотрены трудовыми договорами с работниками, но производятся им регулярно (например, выплата премий либо иных поощрений за труд за счет чистой прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль) с учетом результатов труда (трудового вклада) работников. По своему характеру указанные вознаграждения связаны с трудовыми отношениями, следовательно, на них нужно начислять страховые взносы (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ). Данного мнения придерживаются арбитражные суды. Например, в Постановлении ФАС ПО от 06.03.2012 № А12-10291/2011 рассматривался случай, когда организация выплатила премии к праздникам (Новый год и 8 Марта) согласно приказу руководителя, но не всем сотрудникам и не в одинаковом размере. Суд указал, что размер премий обусловлен трудовым вкладом каждого сотрудника, а их выплата напрямую связана с выполнением работниками своих трудовых обязанностей и носит стимулирующий характер. Следовательно, данные выплаты в силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ являются частью заработной платы и подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Также напомним, что по итогам каждого месяца с заработной платы работников по трудовым договорам необходимо уплатить ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам. Перечислить их в бюджеты ПФР, ФСС РФ и ФФОМС нужно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).
Что касается налога на прибыль, отметим следующее. Согласно ст. 255 НК РФ расходами налогоплательщиков на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, затраты, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. Данная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 16.08.2010 № 03-11-06/2/127.
В случае если учреждение выплачивает разовую премию с формулировкой «премия к Новому году», этот вид расходов не может быть учтен при исчислении налога на прибыль. Данная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 22.02.2011 № 03-03-06/4/12. В нем, в частности, чиновники указали, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобных выплат не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников.
В заключение рассмотрим примеры отражения операций по выплате премии к Новому году.
Пример 1
Сотруднику бюджетного учреждения А. И. Иванову (1972 г. р.) на основании приказа руководителя выплачена премия по итогам работы за год в сумме 10 000 руб. за счет бюджетной субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Стандартные налоговые вычеты работнику не предоставляются.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Начислена премиальная выплата |
4 109 60 211 |
4 302 11 730 |
10 000 |
Удержан НДФЛ (10 000 руб. x 13%) |
4 302 11 830 |
4 303 01 730 |
1 300 |
Начислен страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (10 000 руб. x 0,2%) |
4 109 60 213 |
4 303 06 730 |
20 |
Начислен страховой взнос в ФСС (10 000 руб. x 2,9%) |
4 109 60 213 |
4 303 02 730 |
290 |
Начислен страховой взнос на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (10 000 руб. x 5,1%) |
4 109 60 213 |
4 303 07 730 |
510 |
Начислен страховой взнос в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (10 000 руб. x 16%) |
4 109 60 213 |
4 303 10 730 |
1 600 |
Начислен страховой взнос в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (10 000 руб. x 6%) |
4 109 60 213 |
4 303 11 730 |
600 |
Выдана премия из кассы учреждения (10 000 - 1 300) руб. |
4 302 11 830 |
4 201 34 610 |
8 700 |
Пример 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что выдача премии осуществляется за счет средств от приносящей доход деятельности, оставшихся после уплаты налога на прибыль.
Следует отметить, что расходы, совершаемые за счет чистой прибыли, не относятся на затраты, формирующие себестоимость готовой продукции, работ, услуг, а значит, при отражении данной операции учреждение использует счет 401 20 «Расходы хозяйствующего субъекта». Кроме того, нужно учитывать, что данный вид расходов следует отразить по подстатье 290 «Прочие расходы», поскольку она более полно отображает экономический смысл хозяйственной операции. По этой же подстатье нужно отразить начисление и уплату страховых взносов во внебюджетные фонды.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Начислена премиальная выплата |
2 401 20 290 |
2 302 11 730 |
10 000 |
Удержан НДФЛ (10 000 руб. x 13%) |
2 302 11 830 |
2 303 01 730 |
1 300 |
Начислен страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (10 000 руб. x 0,2%) |
2 401 20 290 |
2 303 06 730 |
20 |
Начислен страховой взнос в ФСС |
2 401 20 290 |
2 303 02 730 |
290 |
Начислен страховой взнос на обязательное медицинское страхование в ФФОМС (10 000 руб. x 5,1%) |
2 401 20 290 |
2 303 07 730 |
510 |
Начислен страховой взнос в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (10 000 руб. x 16%) |
2 401 20 290 |
2 303 10 730 |
1 600 |
Начислен страховой взнос в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (10 000 руб. x 6%) |
2 401 20 290 |
2 303 11 730 |
600 |
Выдана премия из кассы учреждения (10 000 - 1 300) руб. |
2 302 11 830 |
2 201 34 610 |
8 700 |
Обратите внимание
Расходы, совершаемые учреждением за счет чистой прибыли, не учитываются при исчислении налога на прибыль в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.
18 января 2013 года. Материал был опубликован в журнале «Бюджетные организации: бухгалтерской учет и налогообложение » , декабрь Издательство "Аюдар Пресс"