Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Регистрация компаний через интернет – быстро, удобно, без очереди
В июле 2010 года был принят соответствующий документ, позволяющий регистрировать компании посредством сети интернет. Основываясь на законе № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», был принят ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также внесены поправки в закон, касающийся регистрации предпринимателей и юрлиц. Внесенные изменения дали жизнь новой процедуре – регистрации предпринимателей и юридических лиц без отрыва от компьютера, то есть через интернет. Рассмотрим мнение авторитетных юристов, спорящих о том, смогут ли юридические лица и предприниматели использовать такую заманчивую возможность, и какова ситуация на сайте на сегодняшний момент.
Длительный старт
Открытие собственного бизнеса является достаточно хлопотной и длительной процедурой. Серьезно облегчить задачу помогает любого рода упрощение «бумажной волокиты». Предположительно с начала 2011 года бизнесмену не придется стоять в очереди в налоговом органе, для более скоростной регистрации необходимо лишь посетить государственный портал www.gosuslugi.ru, на котором можно осуществить регистрацию компании через всемирную сеть. Информация для желающих воспользоваться данной услугой имеется в разделе «Лицензирование, регистрация, предоставление сведений».
Также на сайте имеется нормативно-правовая база в области регистрации бизнеса. Но, к сожалению, на данный момент в ней присутствует лишь закон о государственной регистрации предпринимателей и юридических лиц; остальные важные законодательные документы (ГК, УК, методические рекомендации по заполнению заявлений, законы об ООО и ОАО) пока отсутствуют. Кстати, в число обязательных бумаг входит также и указание номера договора с Международным олимпийским комитетом (пока неизвестно, для чего). Наряду с этим отсутствует перечень документов, прилагаемых к заявлению для перехода на УСН и список документов, подтверждающих юридический адрес компании.
Следует заметить, что на запрос реквизитов для оплаты госпошлины система выдает следующее сообщение: «Информация будет предоставлена органом исполнительной власти, ответственным за услугу». Но это лишь одна из наиболее незначительных сложностей новой технологии. На государственном портале отсутствуют реквизиты, но в то же время они находятся в свободном доступе на сайте УФНС г.Москвы. Процедуру можно с уверенностью назвать стартовавшей, но лишь с одной оговоркой: на сегодняшний момент техническое оснащение новой услуги пока значительно отстает от инициатив законодательства.
Отправляя документы на государственную регистрацию юридических лиц, важно помнить, что они должны проходить обязательную регистрацию у нотариуса, основной целью которой является заверение подписи заявителя на бумаге, после чего документы следует передавать в удостоверяющий орган.
Начиная со столицы
Действительно ли процедура регистрации упростилась? Что необходимо учесть бизнесмену, желающему встать на учет в ИФНС?
Как утверждает руководитель ФНС М.Мишустин, к приему документов в электронном виде налоговая служба технически подготовлена. Прежде, чем отправить заявление, следует зарегистрироваться на «Портале госуслуг», что уже само по себе не является быстрой процедурой. Система просит указать номер СНИЛС (страхового свидетельства) и ИНН, после чего ввести номер сотового телефона и подтвердить регистрацию при помощи смс-сообщения. На первый взгляд, все достаточно просто – еще немного, и можно приступать к работе. Но для завершения процедуры регистрации необходимо дождаться письма по «Почте России» с кодом активации. В данном случае предсказать сроки достаточно тяжело. И только по завершению заполнений всех точных сведений о себе можно спокойно приступать к оформлению заявления.
Но ограничения присутствуют и здесь. Так, отправка документов на госрегистрацию юрлица возможна лишь для бухгалтеров столицы и бизнесменов столицы. МИФНС № 46 по г.Москва с начала года ведет прием электронных заявлений от предпринимателей, в распоряжении которых имеется сертификат ключа цифровой подписи. Для остальных регионов доступ к данной процедуре пока закрыт.
Документы на госрегистрацию юрлиц отправляются через нотариусов, получающих ЭЦП через Удостоверяющий центр нотариусов России. Деятельность данных специалистов заключается в заверении подписи заявителя на бумаге и передаче пакета документов уполномоченному органу. Помимо предоставления заявления по форме 11001, закон о госрегистрации предусматривает также и перечень основных документов (оплата госпошлины, решение о создании, Устав организации и пр.).
Пересылаемый предпринимателю цифровой файл должен стать легитимным наравне с обычным бумажным свидетельством.
Предприниматель или бухгалтер, имеющий собственную ЭЦП, имеет право самостоятельно направлять бумаги для электронной регистрации. Но так как большинство лиц не имеют собственной ЭЦП и планируют оформить ее лишь только после регистрации компании, оформление необходимой документации в таком случае должно проходить с обязательным привлечением нотариуса.
Получение свидетельства
Когда все документы переданы в регистрирующий орган путем электронной связи, на электронный адрес (указанный заявителем) высылается файл с сертификатом, подтверждающий факт внесение записи в ЕГРЮЛ. Но сертификат можно получить и на бумажном носителе – согласно п.3 ст.11 Закона о госрегистрации, заявителю выдается сертификат по требованию. В будущем сертификат должен стать легитимным наравне с бумажным свидетельством, и на сегодняшний день все активно идет к этому (ведь цифровой документооборот значительно облегчит работу многих служб). Но пока традиционная бумага более предпочтительна, хотя бы для предъявления ее контрагентам или государственным ведомствам. Сегодня Россия все еще находится лишь в самом начале становления компьютерных новшеств. Переход на электронный документооборот дает шанс нашей стране развиваться на одном уровне с экономически развитыми странами. Важно лишь переждать переходный период на адаптацию.
27 сентября 2011 года. Alex