Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Когда могут наказать за «воровство» товарного знака или другого интеллектуального имущества
Широкое распространение сегодня приобрели разбирательства между хозяйствующими субъектами по поводу использования средств индивидуализации, принадлежащих другой компании. Речь идет, в частности, о фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях и товарных знаках. Чтобы избежать неприятностей в виде ответственности за использование чужого интеллектуального имущества, следует избегать действий, которые закон признает нарушениями. Рассмотрим, в каких ситуациях суд с большой вероятностью примет решение о привлечении к ответственности.
Сходство товарных знаков до степени смешения
Под таким сходством подразумевается ассоциация между товарными знаками при некоторых отличиях. Они могут быть сходны по смыслу, графическим характеристикам или звуковым. При этом велик риск введения потребителя в заблуждение, вследствие чего он может ошибиться относительно производителя. Создание такой ситуации запрещено действующим законодательством.
Для защиты товарного знака проводится его регистрация в Роспатенте. После подачи соответствующей заявки сотрудники этого ведомства исследуют товарный знак на предмет его соответствия предусмотренным в законодательстве требованиям. При этом проводится, в частности, экспертиза на наличие ранее зарегистрированных подобных товарных знаков.
Регистрация фирменного наименования происходит по несколько иной схеме. На проведение этой процедуры уполномочены налоговые органы, которые не проводят поиск схожих фирменных наименований. Чтобы не попасть в спорную ситуацию, необходимо самостоятельно проанализировать, нет ли ранее зарегистрированных наименований, напоминающих ваше. Реестр, в который заносится соответствующая информация, размещен на портале налоговой службы и доступен для ознакомления.
Сложнее всего обезопасить коммерческое обозначение, поскольку оно не регистрируется. Проверить, нет ли схожих, можно только путем проведения поиска в сети.
Однородность товаров
По законодательству запрет на использование средств индивидуализации, схожих с чужими, действует только в отношении однородных товаров. Поэтому, обращаясь за регистрацией товарного знака, следует указать в заявке, применительно к какой продукции и услугам будет использоваться товарный знак. При этом соответствующий перечень следует соотнести с международной классификацией товаров и услуг.
Такие же правила действуют и в отношении коммерческого обозначения и фирменного наименования, то есть не должны использоваться схожие средства, если осуществляется однородная деятельность.
Фирмы, предоставляющие юридические услуги, могут подтвердить это, представив соответствующие договоры с клиентами и публикации в средствах массовой информации.
Компании, производящие товары, доказывают осуществление такой деятельности лицензиями, сертификатами, а также договорами поставки комплектующих для изготовления определенной продукции.
В процессе судебного разбирательства проводится анализ однородности осуществляемой компаниями деятельности. К примеру, очевидно, что организация мастер-классов и предоставление образовательных услуг – однородные сферы деятельности. Однако далеко не всегда сходство настолько явное. Чтобы его выявить, следует проанализировать, есть ли риск для потребителя спутать рассматриваемые виды деятельности.
При рассмотрении вопроса о том, может ли использоваться средство индивидуализации, учитывается также, какие из заявленных видов деятельности фактически осуществляет компания. Если, к примеру, товарный знак зарегистрирован для нескольких типов товаров, но при этом выпускается только один из них, можно добиться аннулирования этого средства индивидуализации для другой продукции чужой компании и использовать его при выпуске этих товаров своей фирмой.
Преимущество по первенству в использовании
Суд выясняет, когда начала использование спорного средства индивидуализации каждая из сторон, и отдает предпочтение при вынесении решения тому, кто начал его применять раньше.
В качестве доказательства первенства в использовании могут выступать любые материалы, на которых присутствует коммерческое обозначение, фирменное наименование или товарный знак, например, рекламная продукция, онлайн ресурсы и договоры.
В рамках арбитражного процесса суд рассматривает доказательства по делу и по результатам определения очередности начала использования товарного знака, наименования или коммерческого обозначения принимает решение о том, что компания, которая сделала это позже, должна отказаться от средства индивидуализации, выступающего в качестве предмета спора.
См. также: