Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Особенности проведения камеральной проверки
Проведение камеральной налоговой проверки регламентируется статьей 88 НК РФ. Итак, что же такое камеральная проверка?
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ). Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность).
Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ). Таким образом, налоговики обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.
В своем письме от
Камеральная проверка обходится без «первички»
В очередной раз налоговики напоминают о том, что в соответствии с п.7 ст.88 Налогового кодекса, налоговые органы при проведении камеральной проверки не имеют права требовать у налогоплательщика дополнительные документы и сведения, кроме случаев, перечисленных в статье 88 Налогового кодекса:
- при проведении «камералки» в налоговой декларации (расчете) обнаружены ошибки или противоречия между сведениями в предоставленных налогоплательщиком документах (или в данных, имеющихся у сотрудников налоговой инспекции) — в таком случае у налогоплательщика могут потребовать дополнительные документы и сведения, которые он обязан предоставить в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от
15.03.12 № 14951/11; - если налогоплательщиком было заявлено право на налоговые льготы, при проведении камеральной проверки налоговики имеют право истребовать подтверждающие документы;
- налоговые сотрудники могут потребовать документы на налоговые вычеты, являющиеся подтверждением возмещения НДС, указанного в декларации;
- документы по налогам, имеющих отношение к использованию природных ресурсов, также могут быть затребованы налоговиками.
Все остальные случаи истребования предоставления подтверждающей документации считаются незаконными.
«Почтовая» декларация продлевает камеральную проверку
По утверждению специалистов ФНС РФ, «камералка» декларации, отправленной почтовой связью, начинается с момента получения ее налоговиками и длится в течение трех месяцев. Более того — налоговый орган имеет право не указывать дату начала проверки в акте (даже если эта дата не соответствует дате отправки декларации почтой). Отметим, что в своем письме от
На сегодняшний день арбитражная практика, касающаяся споров о нарушениях сроков проведения камеральных проверок, находится на стороне налоговиков. В свою очередь, суды не желают отменять их решения на основании пропусков сроков «камералки» (подробнее — пункт 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от
Следует отметить, что пропуск трехмесячного срока обычно является не единственной причиной данного постановления в случаях отмены решений налоговиков. Следовательно, в случае действительного допущения нарушений, указанных в данном решении, налогоплательщикам нет смысла рассчитывать на отмену решения налоговиков, принятого по результатам «камералки».
Аналитические справки не могут быть истребованы
Вопрос правомерности истребования у налогоплательщика документов, не являющихся бухгалтерскими (к примеру, аналитических справок), стал еще одним спорным моментом в теме рассматриваемого письма. В данном случае для налогоплательщиков разъяснения налоговиков более чем благоприятны: обобщения и отчеты, аналитические справки и прочая документация, не являющаяся первичной бухгалтерской, не может быть истребована налоговой инспекцией.
Согласно пп.1 п.1 ст.31 НК, истребованными могут быть лишь те документы, которые являются прямым основанием для исчисления и уплаты налогов, а также служат подтверждением своевременности их уплаты. Кроме этого, пп.6 п.1 ст.23 НК для налогоплательщиков установлена соответствующая обязанность. Но при этом Налоговый кодекс не дает никаких поводов для более расширенного толкования полномочий налоговиков.
Но в большинстве случаев арбитражная практика для налогоплательщика складывается еще более лояльно. Так, по утверждению судов, бухгалтерская документация, не содержащая сведений, необходимых для налогового контроля, не может быть запрошена налоговиками.
К примеру, постановлением ФАС Московского округа от
См. также: