Опрос
Как часто вы меняете место работы?
С 1 июля больничные станут электронными: как это будет
Случилось то, о чем говорят уже давно. С июля начнется переход с бумажных листков нетрудоспособности на электронные. Теперь работодатели и медучреждения будут взаимодействовать в цифровом формате.
На государственном уровне звучат многочисленные похвалы в адрес нововведения и рассказы об удобстве электронных больничных. При этом акцентируется внимание на таком преимуществе, как гарантия сохранности истории болезни даже при переезде работника в другой населенный пункт или регион. Кроме того, в качестве одного из основных плюсов новой системы называется практически полная невозможность подделать электронный листок нетрудоспособности, которая будет обеспечиваться благодаря надежному хранению базы данных на государственных серверах.
Однако, несмотря на очевидную пользу от нововведения, пока остается масса открытых вопросов по поводу внедрения электронных больничных. В частности, далеко не для всех очевидна цель, с которой внедряется новшество, не совсем понятно, какие затраты потребуются на приобретение программного обеспечения, допускается ли дальнейшее использование бумажных листков нетрудоспособности наряду с электронными. Попытаемся прояснить ситуацию и ответить на ряд популярных вопросов по поводу новой формы фиксации больничных.
Время развенчать мифы
Недостаток сведений и неправильная их интерпретация привели к тому, что запланированное нововведение обросло массой домыслов и «страшилок». В среде корпоративных субъектов появилась информация о том, что введение электронных больничных сопряжено для них со значительными издержками, в частности, на приобретение программного обеспечения. Это не соответствует действительности.
Распространены также скептические утверждения по поводу невозможности запуска системы электронных больничных с 1 июля. Однако она действительно заработает и не в качестве пилотного проекта, а как полноценная технология обмена информацией, прошедшая предварительное апробирование.
Чего конкретно ждать в июле?
После обращения в медучреждение, прохождения осмотра и других требуемых процедур больной получает не больничный, а уведомление о регистрации обращения в базе данных. От работника не требуется сообщать работодателю о временной нетрудоспособности, поскольку вся информация направляется по месту работы напрямую из поликлиники по электронным каналам связи. Далее больничный пересылается в органы социального страхования.
На переходной период электронные и бумажные листки нетрудоспособности будут действовать параллельно с равной юридической силой.
Преимущества электронного документообмена
Реформа позволяет исключить из процесса оформления больничных лишнее звено, самого сотрудника, который до сих пор осуществлял связь между работодателем и медучреждением. Благодаря этому устраняется сразу несколько проблем.
- Больной не может внести изменения в листок нетрудоспособности, подделать, испортить или потерять, поскольку не будет иметь к нему доступа.
- С выплатой компенсаций не возникнет затруднений, вызванных сомнениями органов социального страхования или работодателя в подлинности больничного.
- Бухгалтерии не придется тратить время и усилия на постоянные напоминания забывчивому работнику предоставить листок нетрудоспособности.
- Рабочее время сотрудника больше не будет тратиться на хождения по кабинетам с больничным.
Дополнительные преимущества электронного документооборота – врач освобождается от необходимости тратить время на заполнение бумажных форм, а работодателю больше не потребуется обширный архив больничных листов. Кроме того, цифровая база данных позволит автоматизировать формирование разного рода статистических отчетов и сделать их более точными.
Не потеряет ли работник возможность контроля?
Хоть сам больной и будет исключен из процесса передачи листка нетрудоспособности, он сможет проверять, какая информация в него внесена. Для этого на Портале госуслуг появится новый раздел. При обнаружении ошибки можно будет повторно обратиться в медучреждение для ее устранения.
Какие сложности ожидают работодателя?
Одно из самых распространенных опасений, вызванных внедрением электронных больничных листов, связано с потенциальными затратами работодателя на приобретение программного обеспечения и сложностью его освоения. На самом деле для паники нет причин. Покупать какие-либо программы не придется. Потребуется только усиленная электронная подпись и регистрация на Портале госуслуг. Кроме того, работать с больничными листами нового образца будет максимально просто. Уполномоченные лица компаний-работодателей, как и медицинские работники, смогут без труда обрабатывать электронные документы.
См. также: