Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Запись о недостоверности в ЕГРЮЛ – последствия внесения и способы аннулирования
Недавние изменения в законодательстве, суть которых состоит в введении новых оснований для исключения компании из ЕГРЮЛ, вызвали необходимость в повышении внимания предпринимателей к состоянию сведений в государственном реестре. При появлении записи о недостоверности данных компания попадает под пристальное внимание ФНС и рискует быть снятой с регистрации, если такую негативную запись своевременно не аннулировать.
Право делать выводы о том, что данные об адресе юридического лица или его исполнительном органе не соответствует действительности, и вносить соответствующие записи в ЕГРЮЛ с 2016 года предоставлено налоговикам. Появления такой нормы связано с необходимостью очистить реестр от фирм-однодневок с фиктивными адресами и номинальными директорами. Однако от действий сотрудников ФНС могут пострадать и вполне легальные и добросовестные компании. Чтобы этого не произошло, следует разобраться, как появляются записи о недобросовестности, чем это грозит и что можно сделать в этой ситуации. Об этом и пойдет речь в нашей статье.
К чему приводит игнорирование записи о недостоверности?
- Компания, получившая «метку» от ФНС, теряет свою репутацию. Потенциальные контрагенты могут отказаться от сотрудничества, заподозрив фирму в неблагонадежности.
- При продолжительном (больше полугода) присутствии в регистрационных данных записи о недостоверности налоговики имеют право исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ.
- Пока запись не удалена, нельзя зарегистрировать другие сведения о компании.
Как появляются записи о том, что данные недостоверны?
Основанием для принятия решения о внесении в реестр записи о недостоверности являются результаты проведенных сотрудниками ФНС проверок. Они могут происходить в рамках предварительных контрольных мероприятий, которые организовываются при обращении за регистрацией, а также при определении достоверности уже содержащихся в реестре сведений.
Проверки первого типа осуществляются на протяжении срока, предусмотренного для проведения регистрации. Основания для них – наличие подозрений в проведении реорганизации компании с целью «избавиться» от нее, проблемы с адресом юридического лица (например, регистрация большого количества компаний на один адрес или отсутствие объекта недвижимости), а также поступление возражений относительно регистрации от заинтересованного лица.
Записи о недостоверности данных появляются в ЕГРЮЛ в результате проведения проверок второго типа. Они организовываются при поступлении в ФНС сведений о том, что содержащаяся в реестре информация не соответствует действительности. Повышенного внимания со стороны ФНС не избежать, если окажется, что у большого количества компаний, включая вашу, один директор или участник, общая управляющая компания либо одинаковый юридический адрес. Кроме того, основанием для проверки является дисквалификация директора или выявление факта его смерти. Если в результате проведенных контрольных мероприятий будет подтвержден факт недостоверности данных, об этом вносится запись в ЕГРЮЛ.
Поэтому, чтобы не попасть в поле зрения налоговиков, следует избегать использования фиктивных адресов и назначения номинальных директоров.
Как удались запись о недостоверности?
Существует два способа избавиться от «позорной метки».
1 – Внести изменения в регистрационные данные с тем, чтобы они соответствовали действительности.
2 – Обжаловать принятое налоговиками решение о внесении записи.
Если недостоверными признаны сведения о руководителе, следует провести его назначение в соответствии с требованиями законодательства, то есть, принять соответствующее решение и подать пакет документов с заверенным у нотариуса заявлением в налоговую инспекцию для изменения регистрационных данных. При выявлении факта недостоверности данных об адресе компании, необходимо оперативно найти новый, переехать и оформить право на его использование надлежащим образом. Процедура ликвидации записи о недостоверности займет в этом случае около 5 дней.
На обжалование решения налоговой службы уйдет несколько месяцев. Поступать таким образом стоит только в том случае, если представители ФНС нарушили порядок проведения проверки или информация в реестре на самом деле соответствует действительности. Первый шаг – обращение в вышестоящую инстанцию. Если это не дало результата, следует подавать жалобу в суд. Сделать это можно в течение 3 месяцев со дня выявления факта нарушения прав.
См. также: